Обеспечение открытости и прозрачности управления государственными финансами

В ВКР представлены методологические основы обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами на основе проведенного исследования открытости и прозрачности управления государственными финансами, разработаны направления оптимизации механизма повышения открытости и прозрачности управления государственными финансами в Российской Федерации на базе зарубежного опыта.
Содержание
  • Введение
  • Глава 1 Методологические основы обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами
  • 1.1 Правовая основа обеспечения прозрачности управления государственными финансами
  • 1.2 Инструменты обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами
  • 1.3 Критерии оценки открытости и прозрачности управления государственными финансами
  • Глава 2 Характеристика открытости и прозрачности управления государственными финансами на современном этапе
  • 2.1 Инструменты обеспечения открытости и прозрачности государственных финансов: российская практика
  • 2.2 Зарубежный опыт по формированию открытой и прозрачной информации об управлении государственными финансами
  • Глава 3. Совершенствование механизмов повышения открытости и прозрачности управления государственными финансами
  • 3.1 Проблемы обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами в Российской Федерации
  • 3.2 Направления совершенствования открытости и прозрачности управления государственными финансами на основе зарубежного опыта
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения
Введение
Актуальность темы ВКР определяется тем, что важнейшим условием обеспечения эффективности государственных финансов является построение целостной системы прозрачности и открытости деятельности государственных органов. В настоящее время прозрачность и открытость управления общественными финансами признана неотъемлемым атрибутом развития стабильной системы государственного управления в части повышения качества государственных услуг, оказываемых населению, а также укрепления финансовой дисциплины органов государственной власти.
В отечественной практике на протяжении длительного периода занимаются решением проблем обеспечения открытости и прозрачности управления общественными финансами. В последние десятилетия в России наблюдаются существенные улучшения в данном процессе, что подтверждается результатами исследований авторитетных международных организаций. Вместе с тем все еще отсутствует комплексность обеспечения открытости и прозрачности управления финансами в Российской Федерации, что требует изучения основ нормативно-правового регулирования данного процесса, исследования российского опыта, а также перспективной зарубежной практики.
Цель выпускной квалификационной работы – выработка предложений по повышению открытости и прозрачности управления государственными финансами в Российской Федерации.
Задачи ВКР:
- обобщить правовые основы обеспечения прозрачности управления государственными финансами;
- выявить инструменты обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами;
- привести критерии оценки открытости и прозрачности управления государственными финансами;
- исследовать российскую практику обеспечения открытости и прозрачности государственных финансов;
- изучить зарубежный опыт по формированию открытой и прозрачной информации об управлении государственными финансами;
- определить проблемы обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами в Российской Федерации;
- разработать направления совершенствования механизма повышения открытости и прозрачности управления государственными финансами.
Объект исследования: государственные финансы.
Предмет исследования: процесс обеспечения открытости и прозрачности государственных финансов.
Для раскрытия содержания ВКР, достижения поставленной цели и задач применялись общие и частные методы исследования.
Проблема открытости бюджетов разбирается в исследованиях авторов из разных стран. За рубежом существенное внимание уделяется вопросам фискальной прозрачности в США и других странах ОЭСР, изучению фискальной прозрачности в странах с переходной экономикой. В России теоретические основы обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами отображены в трудах И.В. Ишиной, М.В. Дубровой, Н.А.Гузь, Н. В. Головановой, М. А. Матвеева, А. С. Сарбуковой, А. А. Беленчука, А. И. Кипкеевой, А. М. Лаврова, Н. В. Фадейкиной и др.
Структура ВКР отвечает цели и задачам исследования. В первой главе ВКР представлены методологические основы обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами. Во второй главе ВКР дана характеристика открытости и прозрачности управления государственными финансами в современной практике. В третьей главе ВКР представлены направления совершенствования механизма повышения открытости и прозрачности управления государственными финансами. В заключении ВКР обобщены результаты и предложения по итогам проведенного исследования теории и практики обеспечения открытости и прозрачности государственных финансов.

Список литературы
  1. International Budget Partnership: сайт. – 2021. – URL: https://www.internationalbudget.org/ru/ (дата обращения: 01.05.2021).
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021);
  6. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
  7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции»;
  8. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);
  9. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"
  11. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
  12. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
  13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
  14. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
  15. Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 (ред. от 10.12.2020) «Вопросы противодействия коррупции»;
  16. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 (ред. от 20.04.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (вместе с "Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет")
  17. Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 N 658 (ред. от 10.10.2020) "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (вместе с "Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет")
  18. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
  19. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
  20. Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р (ред. от 14.12.2018) <О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет">
  21. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р <Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы>
  22. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти»;
  23. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р <Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах>
  24. Распоряжение Правительства РФ от 04.07.2017 N 1418-р (ред. от 03.11.2020) <Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации> (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации")
  25. "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018)
  26. «Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти» (утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 N АМ-П36-89пр);
  27. «Письмо» Минэкономразвития РФ от 29.04.2011 N 8863-ОФ/Д09 «О методических рекомендациях по организации проведения мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) услуг».
  28. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р;
  29. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р;
  30. Концепция формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 г. № 1418-р;
  31. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;
  32. Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
  33. Приказ Минтруда России от 07.10.2013 N 530н (ред. от 26.07.2018) «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, ЦБ РФ, ППФ РФ, ФСС, ФОМС, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  34. Приказ Минфина России от 22.09.2015 N 145н (ред. от 15.10.2020) «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме»;
  35. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;
  36. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
  37. Ахметжанова И.Р., Краснова Ю.А. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами // В сборнике: Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Сборник научных статей. Казань, 2019. С. 293-295.
  38. Беленчук А.А., Багдасарян Т.А. Международные стандарты участия граждан в управлении общественными финансами // Финансы. 2019. № 7. С. 9-18.
  39. Володарская А.А., Почестнева М.В., Сигарев А.В. Анализ моделей формирования бюджета в сфере управления государственными муниципальными финансами / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5-1 (45). С. 29-34.
  40. Гармашова А.С. Открытый бюджет: новые ориентиры / Журнал Бюджет. 2020. № 9 (213). С. 56-59.
  41. Гайзатуллин Р.Р. Продолжаем создавать целостную систему управления общественными финансами // Финансы. 2019. № 11. С. 3-6.
  42. Глазунова О.В., Глазунова В.С. Цифровизация в сфере управления общественными финансами // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 1. С. 146-158.
  43. Глушакова О.В. Современные тренды и проблемы развития национальной системы публичного управления общественными финансами // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 6 (786). С. 1353-1372.
  44. Глушакова О.В., Вайсберг Я.А. Об инструментах открытого правительства и уровне гражданского участия в управлении общественными финансами // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 8 (788). С. 1849-1868.
  45. Демидова И.Н. Развитие цифровых технологий в сфере управления общественными финансами // В сборнике: Мировая экономика XXI века: эпоха биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. 2020. С. 64-66.
  46. Добробаба М.Б., Чаннов С.Е. Использование государственных информационных систем в управлении финансами / Правовая культура. 2019. № 3 (38). С. 46-55.
  47. Ерженин Р.В. Перспективы создания модели эффективности для сферы управления общественными финансами // Дискуссия. 2020. № 2 (99). С. 16-28. Романова Т.Ф., Зверева Н.В. Эффективное управление общественными финансами в условиях цифровой экономики // Финансовые исследования. 2020. № 2 (67). С. 45-54.
  48. Иванова О.Б., Капцова В.С. Цифровизация системы управления общественными финансами - важнейший императив финансовой политики // В сборнике: Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России. сборник статей международной научно-практической конференции (четырнадцатое заседание). 2019. С. 88-91. 0
  49. Исмаилов М.М. Повышение эффективности бюджетных расходов в системе управления общественными финансами // В сборнике: Развитие российской экономики и ее безопасность в условиях современных вызовов и угроз. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 17-20.
  50. Ковальчук Н.Б., Тихомирова И.И. Развитие управления общественными финансами // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2020. № 15. С. 16-18.
  51. Кулинченко В.Ю., Харченко М.А. Автоматизация анализа бюджетных процессов комплексного управления общественными финансами //NovaInfo.Ru. 2018. Т. 1. № 79. С. 50-53. 0
  52. Максимова И.В. К вопросу об оценке эффективности управления общественными финансами // В сборнике: Сборник статей XXVI международной научно-практической конференции. 2019. С. 212-214.
  53. Отхонов Д.А., Куркудинова Е.В., Куюкинова М.А., Катаев М.Л. Информационная открытость финансов как новый инструмент управления в государственном секторе / Финансовая экономика. 2019. № 1. С. 883-884.
  54. Табунщикова В.В. Зарубежный опыт партисипаторного бюджетирования в управлении государственными финансами / Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 97-101.
  55. Хомутенко А. Методологические подходы в управлении государственными финансами / Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Экономика. 2018. № 4 (199). С. 55-62.
  56. Четвернина А.В. Управление государственными финансами, бюджетная прозрачность и гражданское общество / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2019. № 4. С. 61-67.
  57. Шаршебаев А.А. Эффективность управления государственными финансами / Вестник науки. 2020. Т. 1. № 7 (28). С. 83-88.
  58. Юшина М.Н. Основные пути совершенствования государственного управления финансами в современных экономических условиях / Аллея науки. 2020. Т. 1. № 6 (45). С. 779-782.
  59. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет»: сайт. – 2021. – URL: http://budget.gov.ru (дата обращения: 01.05.2021).
  60. Федеральное казначейство: сайт. – 2021. – URL: https://www.bus.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2021).
  61. Министерство финансов Российской Федерации: сайт. – 2021. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 01.05.2021).
  62. Открытый бюджет Санкт-Петербурга: сайт. – 2021. – URL: https://budget.gov.spb.ru/ (дата обращения: 01.05.2021).
  63. City of Melville: сайт. – 2021. – URL: https://www.melvillecity.com.au (дата обращения: 01.05.2021).
  64. City of Reykjavík: сайт. – 2021. – URL: https://reykjavik.is/ (дата обращения: 01.05.2021).